вторник, 22 марта 2016 г.

Личность,ее социализация и воспитание

Индивид, индивидуальность, личность
1.)Индивид и индивидуальность
 Человек -  существо,принадлежащее к человеческому роду,обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями , способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.
Индивид - единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. 
Индивидуальность - уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.
  • При рождении индивидуальность человека ограничивается только свойствами его организма (цвет волос, тембр голоса, рисунок кожи на пальцах и др.), но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни. 




Графическое соотношение понятий "личность" и "индивидуальность"


Совпадающая площадь круга — это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические (этим термином обозначают разного рода явления в организме, связанные с телом, в противоположность психике) свойства, характеризующие человека как биологический организм. К индивидуальным признакам, не относящимся к личности, принадлежат физическая конституция (строение тела), тип нервной системы, темперамент, природные задатки

2.)Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий социальными чертами, которые он реализует в общественной жизни.




 Подходы к трактовке личности: 
  • Антропологический (личность как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого Homo Sapiens, и уподобляется понятию индивида).
  • Социологический (личность как объект и продукт социальных отношений).
  • Персоналистический (личность как сущность ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности).
Кого можно считать личностью???
  • Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
  • Личностью не рождаются,личностью становятся.И для того,чтобы стать личностью необходимо предпринять усилия:
1.)овладеть речью
2.)овладеть разнообразными моторными,интеллектуальными и социокультурными навыками
  • Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
  • Для психически неполноценных людей правильнее пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность.
  •  Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало.
  • Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и во времени и т. п. В этом случае можно говорить о деградации личности.
  • Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью.
Структура личности:
Структура личности - специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.

Структура личности по К.Платонову:

Структура личности по Фрейду:



Вывод:
2.)Возраст и становление личности
Периодизация развития личности Э.Эриксона
Вундеркинды
      Дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. В обыденной речи такие дети называются вундеркиндами (от немецких слов wunder — чудо, kind — ребенок).

Стадии развития личности:

Возраст и становление внутреннего мира:


Вывод: Паспортный и психологический возрасты человека могут не совпадать. Так, ответственные и самостоятельные люди обычно опережают по своему психологическому возрасту инфантильных сверстников. Каждый возрастной период неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности. От того, насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.
3.)Направленность личности
Структура:
 Направленность проявляется в целой гамме иерархически представленных мотивов: 
  •  У людей с превалирующей общественной (просоциальной) направленностью преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям. Без такой направленности общество не смогло бы существовать как целостное образование, а человек вряд ли смог бы стать тем существом, каким он является.
  •       Противоположной альтруистической является эгоистическая направленность, при которой действиями человека движут мотивы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтение личных интересов интересам других людей, общества.
  • В деловой направленности (ее также называют направленностью на задачу) побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности.
Жизненные цели
*Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Жизненная цель объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности.Но цель отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. 

Социальная установка — это предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.
В структуру установки входит три взаимосвязанных компонента:
  1. Когнитивный (познавательный) компонент обнаруживания в виде мнений и утверждений относительно объекта.
  2.  Эмоциональный (аффективный) компонент проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний.
  3.   Поведенческий компонент состоит в готовности индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом.





Комментариев нет:

Отправить комментарий