вторник, 22 марта 2016 г.

Общение

1.)Общение как обмен информацией
Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование знаковых средств (как речевых, так и невербальных).
  • Во-первых, каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и со стороны его партнера. Другой участник процесса общения также выступает в качестве субъекта, отсюда следует, что, передавая ему информацию, необходимо ориентироваться на его мотивы, цели, установки.
  • Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. 
  •   В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования. На обыденном языке это правило выражается в словах: «важно находить общий язык».
  •  В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические барьеры в общении.Барьер в обмене информацией может быть связан с различным мироощущением, миропониманием, мировоззрением. 
Средства общения:
Невербальное общение:
  • Среди невербальных средств общения можно выделить оптико-кинетическую систему знаков, которая включает в себя жесты (жестикуляция руками), мимику (движения разных элементов лица), пантомимику (позы).
2.)Общение как взаимодействие
Две стороны взаимодействия:
  • Процесс взаимодействия, или интерактивная сторона общения, включает два компонента: внешний и внутренний. Внешний компонент представлен своеобразным регламентированным порядком действий в каждой конкретной ситуации. Можно даже говорить об этикете общения.
  •       Второй компонент относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что, вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия.

Стратегия взаимодействия в процессе общения:
Доминантный собеседник:
Если испытывает потребность обратиться к партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли, поймут ли его. Ему присуща подсознательная уверенность в том, что именно он решает, вступать ли во взаимодействие, отвечать ли на обращение или просьбу. Обычно это человек напористый, жесткий. Он легко перебивает собеседника, но при этом болезненно реагирует, если перебивают его. Для полноценного общения с таким собеседником стоит держаться спокойно и уверенно. Но не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы.
Недоминантный собеседник:
Застенчив, чуток к внешним признакам силы собеседника, нерешителен. Для того чтобы взаимодействие с ним состоялось, нужно помнить, что его лучше чаще хвалить, подбадривать, поощрять. Исходя из того, что недоминантный собеседник склонен перекладывать ответственность на других, уместно дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение.
Мобильный собеседник:
С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Речь такого собеседника быстра, даже тороплива, мимика переменчива. В разговоре он часто перескакивает с одной темы на другую. Если с таким собеседником решается проблема, ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими. Очевидно, что для успешного взаимодействия с таким партнером важно помочь ему сосредоточиться на выбранной стратегии совместного действия.
Ригидный собеседник:

В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий. Он, как тяжелый маховик, постепенно набирает обороты, а набрав их, проявляет основательность. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают. Если он обидится, отходит не скоро. Для нетерпеливого человека общение с таким партнером достаточно утомительно.
Экстравертный собеседник:
 Расположен к общению. Не имея возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие поверхностно, не слишком стойко. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки, высказывания, внешние проявления (детали одежды, прическа и т. п.). Чаще всего совместная деятельность с таким человеком протекает легко и непринужденно, обид он не помнит, «камня за пазухой не держит».
Интровертный собеседник:
 Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут (его и действительно иногда трудно понять, потому что он как бы ведет внутренний разговор с собой). Многие интроверты кажутся окружающим странными. Им иногда легче выучить план города, чем спросить дорогу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий